Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Forums
Православная женщина :: Forums :: Форум "Православная женщина" :: Символ ВЕРЫ.
 
<< Previous thread | Next thread >>
Беседы о Символе Веры .
Переход на страницу  1 [2]
Moderators: Елена
Author Post
виленкаНаталья
Fri Jan 25 2013, 04:40PM

Registered Member #2597
Joined: Mon Jun 07 2010, 01:46PM

Posts: 41
Кому интересно,продолжение этих бесед вот здесь:
http://azbyka.ru/dictionary/17/simvol_very5-all.shtml
Back to top
Елена
Sat Apr 25 2015, 03:19AM
Lena


Registered Member #1
Joined: Sun Mar 18 2007, 03:35AM

Posts: 6017
Спасибо Наталья, прости что я позабыла доделать эту тему . И вот продолжение тоже.

Беседа 6
БОГА ОТЦА

Мы продолжаем с вами наши беседы о Символе Веры. В прошлый раз мы говорили о Боге Отце, о том, что означает для нас назвать Бога Отцом, как это невозможно, потому что дистанция между Творцом и Творением непереходима, она огромна, эта пропасть, но в то же самое время во Христе и через Христа становится возможным усыновление твари. «Мы уже не рабы, но сыны», как говорит Апостол Павел.
Сегодня мы продолжаем с вами наше движение по Символу Веры. Мы уже говорили о том, что вместе с Церковью мы веруем во Единого Бога Отца Вседержителя. На этом мы остановились в прошлый раз, речь шла о Боге Отце, а сегодня двигаемся дальше: Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Наш сегодняшний разговор – о том, что означают для нас слова: Господь есть Творец неба и земли, всего видимого и невидимого мира. Святой Афанасий Александрийский говорит: «Отец сотворил все вещи Словом в Духе». Это очень красивая и важная формула, потому что мы видим здесь, что вся Святая Троица участвует в сотворении мира, не только Бог Отец как одна из ипостасей Троицы, но Отец творит все вещи Словом, то есть с помощью Логоса, Сына своего, и совершается это в Духе, в Духе Святом.
Рассказ о сотворении мира мы находим в начале самой первой библейской книги, Бытия. Одна из замечательных особенностей Библии состоит в том, что она открывается рассказом о сотворении мира, а завершает ее Апокалипсис, книга о конце мира, о том, каким образом завершится история того мироздания, которое мы с вами знаем. Таким образом, границы библейского повествования совпадают с границами мировой истории, и грандиозность библейского сюжета сама по себе способна вызывать читательский интерес, даже если речь идет о неверующем читателе.
Так вот, Библия начинается с рассказа о сотворении мира. Каким образом появляется мир? Это в определенном смысле самый важный вопрос, самый главный. На этот вопрос и отвечает повествование Книги Бытия. Сразу надо отметить, что наш славянский, русский перевод названия этой книги – Бытие – не вполне соответствует изначальному тексту, потому что по-еврейски Берешит означает в начале, а по-гречески, например, это будет звучать как генезис – происхождение. Любой философ скажет, что бытие – это самое неподвижное понятие. Все подвержено изменениям – бытие неизменно, все находится в движении, предстает как процесс – и только бытие устойчиво и не подвержено переменам. В слове происхождение, равно как и в слове начало, напротив, заложена динамика, энергия движения.
Итак, Бытие – это книга начала, книга происхождения, где действительно говорится о происхождении народа Божия, и глубже, человеческого рода, и еще глубже – всего, что существует на белом свете. Рассказ этот очень известен, любой ребенок вам скажет, что мир был сотворен за шесть дней, но все-таки мы еще раз посмотрим на этот текст, потому что в нем есть множество тонких моментов для размышления.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 1:1-2.3).
В этом рассказе, который открывает Книгу Бытия, есть много интересного. Вернемся к самому началу этого повествования. Там сказано, что «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Здесь имеется в виду, конечно же, некоторое первобытное, самое раннее состояние мира. «Земля безвидна и пуста», она еще не имеет формы, не имеет вида, это нечто вроде хаоса первобытного, но в то же самое время уже в этот момент на заре мироздания, как птица кружится над своим гнездом, так и Дух Божий носился над водами. Это очень красивый образ.
Когда говорит священный писатель, что «вначале сотворил Бог небо и землю», то имеется в виду, что Бог сотворил все, потому что на языке библейском, например, «плоть и кровь» – это весь человек, целый человек, «небо и земля» – это весь мир, видимый и невидимый. Все творит Господь, нет на белом свете ничего такого, что существовало бы без творческой воли Божьей.
Когда начинается рассказ о том, как Господь структурировал этот хаос, как он из него выстраивал тот мир, который мы знаем, то мы увидим, что построение этих шести фрагментов текста, описывающих шесть дней Творения, очень похоже. Как в первобытных древних фольклорных текстах есть какие-то общие элементы повторяющиеся, точно так же в Книге Бытия воспроизводятся одни и те же поэтические обороты.
Во-первых, всякий день начинается словами «И сказал Бог». Для начала Господь говорит, Он произносит. «И сказал Бог: да будет свет, и стал свет». Все время мы видим это: «сказал Бог – и стало так». Получается, что Слово Божье есть уже дело. То, что говорит Господь, то, что Он произносит, обладает уже настоящей реальностью. Всякое слово, которое исходит из уст Божьих, порождает удивительные вещи. По-гречески Творец – Poetos, Поэт неба и земли, который из природных стихий (напомню, мы говорили, что стихии и буквы в греческом одним и тем же словом называются) творит поэму мироздания. Он слагает мир, как стихи.
Во-вторых, Господь дает имена тому, что Он произносит: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью», например, в первый день творения. Наименование означает печать принадлежности. Мы говорили уже с вами о том, что для древнего человека имя обладает священной значимостью, давать имена означает утверждать свою власть, и поэтому, когда Бог называет своими именами все, что появляется на свете, Он кладет свою печать, Он говорит: «Это Мое, Я это создал для Себя, это то, что Мне принадлежит и то, что будет хранимо Моей любовью».
Далее. В каждом дне творения есть такие слова: «Увидел Он, что это хорошо», например, «И увидел Бог свет, что он хорош». Все время Бог смотрит и видит, что это хорошо, и это довольно загадочный момент. Разве могло у Него что-то получиться плохо, у Бога? Или разве мог Он не знать, что у Него получится? Это художник, когда он пишет картину, не всегда уверен в результате, а Господь обладает всеведением, Он знает, что именно у Него получится, и знает, что получится прекрасно. И все равно Он говорит, что «это хорошо». Эти слова передают радость Творца, радость художника, поэта от видения того, что у Него получилось. Очень красивые слова на самом деле, потому что они указывают нам на то, что Господь творит мир в радости, для Него это прекрасное занятие, приятное, Ему нравится видеть тот мир, который Он своим творческим словом вызывает из небытия.
Наконец, в этом рассказе важно соединение единственного числа и множественного. Когда речь идет о Боге, то если смотреть еврейский текст, мы увидим, что там глагол стоит в форме единственного числа третьего лица, а существительное Бог употреблено во множественном. Получается: «И сказал Боги: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Это нельзя назвать просто грамматической ошибкой. Некоторые комментаторы видели в этом интуицию Святой Троицы, которая уже в ветхозаветном тексте проявляется, но прежде всего, наверное, можно объяснить это несоответствие глагольной формы и числа существительного тем, что создатели Книги Бытия прекрасно понимали, что тот Бог, в Которого верует еврейский народ, тот Бог, Который является Творцом и Создателем всего мира, не может сравниться ни с какими другими богами. В чем-то он противостоит языческим богам и кумирам, Он гораздо таинственнее, сильнее, прекраснее, больше, чем любые языческие представления о божествах, и поэтому Его и называют этим словом «Элогим», которое стоит во множественном числе. Действительно, величие Божие как ни в чем другом, может быть, раскрывается нам в сотворении мира.
Еврейская традиция, библейская традиция настаивает на том, что Господь сотворил мир из ничего. Прямое утверждение о том, что Бог творит мир из ничего, содержится в тексте гораздо более позднем, чем Книга Бытия. Это вторая книга Маккавейская, историческая хроника, где рассказывается о том, как народ Израиля боролся с греческими завоевателями. Был такой царь Антиох IV, который арестовал семерых братьев из благочестивой семьи. Один за другим братья эти были казнены за свой отказ поклоняться ложным богам, а мать поддерживала их и утешала. Когда пришел черед последнего сына принять мученическую смерть, тогда мать сказала ему на родном языке: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Мак 7.28). Это удивительная ситуация. Посмотрите: вот перед нами человек, которому предстоит умереть, младший из этих семи братьев, видимо, совсем юноша, мальчик, и перед нами мать, которая потеряла шестерых своих детей, и ей предстоит расстаться с последним. Что они могут сказать друг другу в этой ситуации пограничной, на пороге смерти, на пороге разлуки? Она говорит ему: «Посмотри на небо и землю, увидь эту красоту, это богатство и вспомни о том, что Господь все это сотворил из ничего». Это созерцание непостижимого могущества Божия, видение Бога, Который создал весь мир из ничего, должно укреплять перед лицом смерти. Человек понимает, что если Бог сделал это, то для него нет ничего невозможного, и умереть с таким Богом, ради Него не так страшно. Это действительно великое утешение.
Когда совершается Божественная Литургия, священник произносит во время Евхаристического канона такие слова: «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и царство Твое даровал еси будущее». Мы приносим свое благодарение Богу прежде всего за то, что Он сотворил мир и сотворил нас. Он привел нас из небытия в радость и красоту настоящей жизни. Быть, просто быть – это уже означает прикоснуться к славе Божией, это означает быть не чуждым его милости, потому что ничто на белом свете не существует без воли Божией и без Его любви.
В начале Евангелия от Иоанна мы читаем: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:3-4). Да, без Бога ничто не начало быть, что есть. Это великое и парадоксальное утверждение о сотворении мира из ничего является откровением, это не достижение человеческого разума. Античная философия, как и вся, впрочем, традиция материалистическая, да может, и не только материалистическая, говорит о том, что Бог – это демиург, то есть высший художник, который претворил первобытный хаос в космос. Но получается так, что этот самый демиург античного мировоззрения имел дело с материей, которая существовала вечно и независимо от него, а Библия учит нас совсем другому. Она говорит о том, что Бог Своим творческим словом творит все из ничего, приводит вещи из небытия в бытие, и нет ничего такого, что существовало бы само по себе, и Имя Божие, которое Он открывает пророку Моисею – «Я есмь Тот, Кто есть». «Я есмь Сущий», говорит Господь.
При этом мы должны понимать, что мир ни в коем случае не является истечением Божества, эманацией, как гностики говорили. Мир – это не продолжение Божественной жизни, природа мира совсем другая, чем Божественная природа. Бог свят, Он пребывает в свете неприступном, а все, что есть в мире, подвержено падению и порче – к сожалению, это так.
Сотворение мира – это тайна Божественной любви. Иногда меня спрашивают: «Почему Бог сотворил мир?» Я вряд ли могу за Него ответить, это понятно, но, тем не менее, какой-то ответ на этот вопрос есть, потому что вопрос действительно важный: а зачем, собственно говоря, Он все это устроил? Для чего Ему это было нужно? И было ли нужно для чего-то? Так вот, Бог совершенен, и Он ни в чем не нуждается. В этом смысле у Него не было никакой необходимости в сотворении мира. Бог есть любовь, и поэтому Он творит мир именно по преизбытку любви. Полнота любви уже есть в Пресвятой Троице, но чаша божественной любви переливается через край, она переполняет вещи, и этой любовью Господь вызывает из небытия в бытие Свое творение. Целью творения мира является приобщение твари к блаженству Творца, к Его любви. Сотворение мира – это раздаривание. Помните, мы говорили с вами о том, что одно из имен Божиих, а именно славянское слово Бог восходит к древнему корню, который несет идею дарения, раздаривания. Действительно, Бог – это Тот, Кто обладает богатством, и Тот, Кто этим богатством делится щедро со всей тварью. Мир, таким образом, является великим даром, это подарок Творца нам. Это важное размышление духовное христианское. Нам очень часто кажется, что мы несчастливы, что нам в жизни плохо и тяжело, и чего-то такое нам не досталось, что могло бы сделать нашу жизнь лучше. Но на самом деле, очень полезно иногда подумать о том, что меня бы могло не быть. Если бы Господь меня не привел из небытия в бытие, то я бы никогда не увидел солнце, и воду, и облака, никогда не услышал бы, как мама со мной разговаривает, как смеются близкие люди. Само по себе существование – это дар и подарок, и мир, который раскрывается перед нашими глазами – это щедрый дар Творца.
Если мы посмотрим на этот рассказ о сотворении мира, то мы увидим, что в нем есть определенная такая логика. Мы видим, что материя восходит от более простых форм, более примитивных, к формам более сложным и одухотворенным: сначала появляется неживая природа, потом жизнь, от растительного мира движение идет к животному миру, от животных – к человеку. Далее мы увидим, как история движется от человека, от Адама ко Христу. Получается, что мир имеет некоторую цель, весь мир совершает восхождение, и цель мира, цель этого великого мирового процесса состоит в том, чтобы приобщиться к Божественной славе. Можно сказать, что в пределе своего развития, в полноте этот мир станет хвалебной песнью, обращенной к Богу.
Как соотносится библейский рассказ о сотворении мира и научные данные – это вопрос достаточно сложный, хотя есть люди, которые считают, что действительно Книга Бытия не противоречит научным данным, совпадает с ними, и в этом почему-то для них источник большого оптимизма. На самом деле, мы должны понимать, что истины Библии и истины науки относятся к разным областям духа: наука – это знание, а Библия – это вера. Библейский рассказ прежде всего является мифологическим и символическим. При этом, когда я говорю «мифологический», я не хочу сказать, что это неправда. В обыденном сознании слово «миф» является синонимом басни, легенды, неправды какой-то. Но миф – это вовсе не вымысел, не народное творчество. Миф есть форма очень древнего исконного первобытного сознания, когда еще не произошло структурирования человеческой духовной жизни, не произошло разделения на науку, религию, искусство, а все это существовало вместе в сложном единстве. Это единство и есть миф. Коренное свойство мифа – заложенная в нем возможность образного, художественного постижения мира, и отсюда всякий миф обладает бесконечно глубоким смыслом, он бездонен в своей последней глубине. Библия, и Книга Бытия прежде всего, является мифологической книгой именно в этом значении слова «миф». Бытие – это рассказ, который в формах того времени, той бесконечно далекой эпохи с помощью древнего предания выразил интуицию человека, познающего мир и стоящего перед загадкой происхождения неба и земли.
При этом мы, конечно же, должны помнить о богочеловеческом характере Священного Писания. Почему, например, мир творится за шесть дней? Да просто потому, что этот рассказ соответствует схеме еврейской недели и шесть дней работы соотносятся с одним днем отдыха и умиротворения. Так строилась жизнь человеческая, и когда нужно было представить себе немыслимое чудо сотворения мира, то древний священный писатель увидел Бога трудящимся в течение шести дней и отдыхающим на седьмой день. Впрочем, верным будет и противоположный ход мысли: почему наша неделя состоит из шести дней трудовых и одного праздничного? Потому, что шесть дней – Своих таинственных, но все-таки дней – Господь творил и созидал, а на седьмой день был в покое.
При этом слово «день» в применении к дням творения тоже должно пониматься символическим образом, потому что, как говорит апостол Петр, «не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8). Петр цитирует 89 псалом: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс. 89:5). «Тысяча лет как стража в ночи»: стража, вигилия – это третья часть ночи, в древней традиции ночь делилась на три смены, на три стражи. Тысяча лет в очах Господних как каких-нибудь три часа для нас. Важно и то, что светила, которые расчисляют дни астрономические, появляются вовсе не в первый день творения. Уже это указывает нам на то, что когда Книга Бытия повествует о Шестодневе, о шести днях творения, то вовсе не имеется в виду промежуток в 24 часа, потому что светила появились только на четвертый день, однако же до этого уже три дня творения прошло. Тогда дни творения мы можем понимать как некие завершенные, внутренне единые периоды времени, вмещающие какое-то большое значимое событие в генезисе мира, обладающие такой же целостностью, как астрономический день, но длиться они могли сколько угодно лет, веков, тысячелетий.
Символ Веры говорит нам о том, что Господь есть Творец неба и земли, видимого мира и невидимого. Мы с вами говорили, что выражение земля и небо означает вселенную в целом, и многие толкователи прочитывают небо как духовный ангельский мир, который был создан одновременно с первоматерией. Невидимый мир, небо – это ангелы. Священное Писание очень часто говорит нам об ангелах, показывает их слугами Божьими, вестниками Божьей воли. Само слово ангел означает вестник, это тот, кто приносит весть. Иногда в решительные моменты ангелы действуют в истории человечества. Они составляют небесную иерархию, о которой красиво и достойно размышлял Дионисий Ареопагит. Все вместе они являются собором, единством, внутри этого собора разделяются на воинства. Иногда ангелов называют «вторыми светами», потому что их свет, их сияние – это воспринятый ими и отраженный свет Божий. Предполагается, что всякое творение имеет своего ангела. Ангелы-хранители есть у церквей, народов, семей, даже у стихий природных – иногда и такое можно прочесть, и каждый человек, конечно же, имеет своего ангела-хранителя. Ангелы с нами невидимо служат литургию.
Общение с ангелами возможно. Есть такая книга в Ветхом Завете, которая называется «Товит» по имени главного героя. Там рассказывается довольно сложная семейная история, я вам ее пересказывать не буду, сами можете прочитать, и там говорится о том, что в конце концов этот Товит встречается со своим ангелом лицом к лицу, и ангел ему говорит такие слова:
«Не скрою от вас ничего; я сказал уже: тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою. И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12:11-15).
Главное, о чем здесь ангел сообщает человеку – «я был с тобой, когда ты молился; когда ты благотворил, я был с тобой». Мы ангелов не видим в силу того, что наше зрение ограничено, но они соприсутствуют с нами, они не так далеки от нас, как это может показаться. Мы можем прочесть в Книге Деяний множество историй о том, как первые христиане общались с ангелами: ангелы приходят в день Вознесения и говорят: «Мужи израильские, что вы стоите и смотрите на небо?», ангел освобождает Петра и братьев его из темницы, ангел велит Филиппу идти и крестить эфиопского вельможу. Очень возможно, что общение с ангелами было повседневной реальностью для древней Церкви. К миру невидимому принадлежат не только ангелы святые, но и падшие ангелы, духи зла или бесы, как хотите, скажите. О них мы много говорить не будем, поскольку ни Священное Писание, ни Символ Веры этого не делают. И последнее: считается, что видимый мир сотворен был после невидимого. В то время, когда творится видимый мир, духовный мир уже есть.
Теперь перейдем, может быть, к самому для нас актуальному вопросу о сотворении человека и о его положении в мироздании. Как мы есть люди, нам очень важно знать, откуда мы пришли, каково наше происхождение, генезис. Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Один из них мы с вами уже прочли. Человек создан на шестой день творения. После того как Господь создал животных, животный мир, Он говорит:
«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1:26-28).
Это замечательный рассказ. Здесь для нас важно, что человек творится по образу и подобию Творца. Что это означает для человека? Это означает, что в самом человеке есть какие-то зерна божественных свойств, изначально в человеке есть нечто такое, что позволяет ему все-таки увидеть Бога. Прежде всего три аспекта богоподобия – это способность к любви, способность к творчеству и свобода.
То, что человек умеет любить, что он может быть милосердным, никак не вытекает ни из нашей биологии, ни из психологии, потому что мир вовсе учит человека любить. Напротив, мир жесток, он во зле лежит, и то, что человек все-таки любит, что он способен к самопожертвованию, к какой-то чистоте отношений, говорит о том, что мы это получили свыше, от Бога пришла эта возможность и ни из какого другого места.
Кроме того, человек способен к творчеству. Мы с вами сейчас смотрим на рассказ о сотворении мира и видим, что Бог – Творец, что Он приводит из небытия в бытие вещи, Он заставляет быть то, чего не было никогда, и человек тоже обладает творческой способностью. Творчество – это как раз и есть возможность делать такие вещи, которых раньше не было никогда. Мы, люди, это можем, мы это умеем – опять же, если захотим, если мы не похороним свои таланты под гнетом повседневности тяжелой.
Третья особенность человека, которая делает его подобным Богу, это, конечно же, его свобода. Свобода – очень важная и очень страшная вещь. Однажды Вячеславу Иванову, поэту, филологу, философу знаменитому, который жил в начале XX века, задали такой вопрос, это древний вопрос-загадка: может ли Бог сотворить камень, который Он не сможет поднять? Такая ловушка логическая: если мы скажем, что Он может сотворить такой камень, то значит, поднять не может, и Бог не всемогущ; а если скажем, что не может сотворить, то Он снова не всемогущ, но уже по другим причинам. Когда Вячеславу Иванову задали эту загадку, может ли Бог сотворить такой камень, который Он не сможет поднять, Вячеслав сказал: «Он уже сотворил его, это человек». Действительно, человек – это тот камень, который Господь сотворил и не может поднять, потому что человек обладает свободой, и эта свобода настолько велика и так страшна, что она дает возможность человеку даже отвернуться от Бога, встать к Нему спиной. Но даже несмотря на такие трагические возможности, которые в ней заложены, свобода все-таки делает человека богоподобным, это часть образа Божия в человеке. Господь свободен, Он и есть вся полнота свободы возможная, и человека Он творит свободным, потому что Он от человека хочет чистого сердца, усилия любви, свободно обращенного к Творцу. Не запрограммированности на послушание, благочестие и всякие хорошие вещи, а именно свободного движения сердца от нас ждет Господь.
Что еще в рассказе о сотворении человека замечательно, так это то, что человек является венцом природы именно потому, что он создан по образу и подобию Божию. Все получает одобрение Бога, в любой из дней Творения Господь говорит «это хорошо», все Ему очень нравится, но только живые существа получают Его благословение. Господь благословил рыб и птиц, пресмыкающихся и животных – все живые существа. Но человек получает не только благословение от Бога, он получает Его образ и подобие, которые будет носить в себе. Именно поэтому человек является венцом творения. Мы имеем дело с иерархией мироздания: весь мир равно возлюблен Богом, но это не мешает ему быть устроенным иерархически, и на вершине этой лестницы усложняющихся форм сущего, в полноте свободы и ответственности стоит человек, которого Творец наделил жизненной силой и властью. «Плодитесь, размножайтесь, обладайте землею, владычествуйте над всем, что есть на земле», – так Господь говорит людям.
В этом рассказе важно и то, что Бог Единый в Троице творит человека тоже единого в двоице, так сказать: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». Ни про кого другого, ни про одно животное или рыбу не сказано, что Господь сотворил рыба и рыбу, мужскую особь и женскую, это неважно для животного мира. А для людей важно, что творится мужчина и женщина вместе, потому что между ними есть некоторое несовпадение, но в тоже время и единство, есть способность к диалогу. Человек изначально творится как существо общинное, общественное. Человек всегда видит истину в глазах другого, он проверяет свое представление о мире через другого. Не может человек существовать в одиночестве. Это социальное животное, как говорили.
В Книге Бытия есть второй рассказ, который повторяет ту же самую историю о сотворении человека, но немножечко с другого конца заходит. Вот этот второй рассказ:
«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек:
вот, это кость от костей моих
и плоть от плоти моей;
она будет называться женою,
ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:4-25).
Вот рассказ, который содержится во второй главе Книги Бытия. Мы видим, что в чем-то он совпадает с первым повествованием о сотворении человека, а в чем-то и нет, сообщает нам новые подробности. Так вот о том, что означают эти новые подробности, мы с вами и поговорим в следующий раз.


[ Edited Sat Apr 25 2015, 03:25AM ]
Back to top
Елена
Sat Apr 25 2015, 03:24AM
Lena


Registered Member #1
Joined: Sun Mar 18 2007, 03:35AM

Posts: 6017
Беседа 7
ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ТВОРЦА НЕБУ И ЗЕМЛИ, ВИДИМЫМ ЖЕ ВСЕМ И НЕВИДИМЫМ

Мы с вами продолжаем наши беседы о Символе Веры. Мы уже говорили о том, что веруем вместе с Церковью «во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». На этом мы остановились в прошлый раз, и речь шла о том, что само по себе Творение – это великое чудо и акт Божественной любви, потому что Бог не нуждается в существовании мира, грубо говоря, мир Ему ни для чего не нужен. Единственная причина, по которой происходит все-таки сотворение мира – это радость Творца, Его желание подарить мир, подарить жизнь, существование всем и всему, что Он приводит из небытия в бытие. Мы уже отмечали, что Книга Бытия, первая книга Священного Писания, начинается именно с рассказа о сотворении мира, причем рассказ этот повторяется дважды. Это объясняется просто-напросто тем, что Книга Бытия есть результат соединения нескольких повествовательных традиций, и эти два рассказа были созданы разными авторами. Но для нас важно, что этих рассказов два, потому что в чем-то они совпадают, а в чем-то очень отличаются друг от друга, там есть детали, которые достойны того, чтобы о них подумать. Давайте мы с вами посмотрим еще раз на эти две истории о сотворении человека. На этом, собственно говоря, мы в прошлый раз и остановились.
Первый рассказ находится в первой главе Книги Бытия. Там говорится о том, что в шестой день сотворил Господь животных, и после этого сказал Бог:
«Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).
Это очень важный рассказ, потому что мы видим, как сотворение человека венчает сотворение мира. Иногда говорят, что человек – венец творения. Это справедливо в богословском смысле: действительно, человек – это такая вершина горы, которую воздвиг Господь. Только человек из всего, что есть на земле, несет печать образа и подобия Божия. Творится человек с самого начала как единство двух существ, мужчины и женщины, которые очень похожи, но в то же время и различаются друг с другом.
Второй рассказ Книги Бытия о сотворении человека находится во второй главе. Я напомню вам этот текст библейский. Там говорится так:
«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. <…>И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:4-25).
В этом рассказе из второй главы Книги Бытия очень много интересного. Посмотрите, Господь Бог создал всякий полевой кустарник, которого еще не было, и всякую полевую траву, которая еще не росла. Это противоречит нашей обыденной логике, потому что или есть кустарник, или его нет, или трава растет, или ее не существует – мы так понимаем вещи. На самом деле здесь речь идет о чем? О том, что когда Господь творит, то вовсе не обязательно Он это делает, как ребенок из пластилина лепит. Он сотворил кустарник, которого не было, то есть Он сотворил саму возможность этого кустарника, саму возможность развития живой природы к тем формам, которые здесь упоминаются. Мы находим здесь в Книге Бытия очень развитый, очень глубокий философский взгляд.
Замечательно и то, что Господь помещает человека, которого Он сотворил, в самом центре мира. Если в первом рассказе мы видели восхождение живых форм, восхождение форм сущего от неживой природы и до человека, то здесь логика немножечко другая. Здесь мы видим большой круг всяких разных творений, и в центре этого круга мирового жизненного Господь помещает человека. Причем здесь сказано, что Он создал человека из праха земного. Между прочим, само слово «Адам», имя первого человека, происходит от еврейского слова «адамах», что означает земля, то есть Адам – земляной, он сделан из глины, из праха. В то же самое время Бог творит человека по образу и подобию Своему. Поэтому человек двойственен по своей природе: с одной стороны, по своему телу и отчасти по душевному устройству Он принадлежит к природному миру, он действительно земной, глиняный человечек, но дух его устремлен к Богу, он все-таки получил таинственную прекрасную печать богоподобия. Это как раз и есть то, о чем говорил Блаженный Августин. Может быть, я уже вспоминала эти слова, но я их очень люблю. Августин говорит: «Ты создал нас для Себя; вот почему наше сердце мятежно, пока не успокоится в Тебе!». Да, человек действительно получает частицу Духа Божественного, и поэтому он всегда будет стремиться к Богу, он никогда не удовольствуется своей принадлежностью к земле, он гражданин неба и всегда будет обращать свое сердце и свой взор к небу.
Дальше посмотрим на этот рассказ. Действительно, человек находится посредине мира, между небом и землей, между Творцом и тварью. Есть такое стихотворение XX века, современное, там сказано:
Я человек, я посредине мира,
За мною – мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Арсений Тарковский
Или как Гаврила Романович Державин говорил: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог». Человек – сложное двойственное существо.
Действительно, очень полезно для нас помнить о том, что мы глиняные, земные. Как гончар, горшечник лепит свои изделия из глины, точно так же и мы сделаны из праха земного. В книге пророка Исайи говорится: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» (Ис 45.9). Для Исайи человек, созданный из глины, подобен горшку, который не может своему горшечнику сказать: «Неправильно ты делаешь». Велика дистанция между нами и Господом. Мы всегда должны ощущать этот страх Божий, эту невозможность препираться со своим Создателем, потому что мы «черепки из черепков земных», как говорит пророк Исайя. Но в то же самое время, хотя Господь обладает полной возможностью вернуть нас в прах, Он любит человека и уважает его свободу. В Псалтири сказано:
«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс. 8:5-7).
Вот величие человека. Не только его необыкновенная малость, но и его великое предназначение равно представлено в священных текстах.
Далее. Мы говорим традиционно о том, что в человеке есть дух, душа и тело. Понятно, что тело – это наша принадлежность к природе, к земному миру. Что же касается души, то в каком-то виде душа имеется и у животных, и даже, наверное, у растений. Рассказ Книги Бытия говорит о том, что у гадов, рыб, птиц и животных – у них у всех есть душа живая. Но чего нет в живой природе, что составляет исключительную принадлежность человека – это дух. Дух человека есть его обращенность к небу, способность различать добро и зло, истину и ложь, прекрасное и отвратительное. Духовная жизнь человеческая, конечно же, основывается на том, что есть связь между Творцом, Создателем и Его созданием, человеком. Мы все несем в себе образ и подобие Творца.
Мы с вами говорили в прошлый раз о том, что способность человека к творчеству, его способность к любви, его свобода – это черты его богоподобия. Образ Божий в человечестве можно понимать еще и как стремление человечества к единству по образу единства Пресвятой Троицы. Если мы с этой стороны подойдем, то увидим, что восстановление образа Божия в человечестве возможно через Церковь. Церковь и есть то дивное сообщество, где сохраняется личность, она не растворяется, не уничтожается, но в то же самое время появляется удивительное единство, очень глубокое и настоящее. Христос – это собиратель людей, творец нового человечества, создатель нового мира.
Мы говорили с вами о том, что Христос дает нам такую невыносимую и очень высокую, суровую даже заповедь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). С точки зрения наших размышлений о сотворении человека мы можем понимать эти слова Иисуса как призыв к тому, чтобы раскрыть в себе образ Божий. В каждом человеке образ Божий есть. Другое дело, что мы его способны затоптать и затемнить до такой степени, что уже не будет никакой возможности его увидеть. Но с другой стороны, мы должны помнить о том, что всякий, любой человек есть образ и подобие Божие. Климент Александрийский приводит высказывание Господа, которое не записано было, не вошло в Евангелия. Такие высказывания назывались по-гречески «аграфы», незаписанные слова, которые передаются только в устной традиции. Так вот, святой Климент Александрийский говорит, что Христос сказал: «Увидеть брата своего – значит увидеть Бога». Тот, кто видел брата своего, видел Бога. Получается, что уже просто в силу того, что любой человек создан по образу и подобию Божию, он заслуживает и уважения и любви.
Без любви к человеку невозможна любовь к Богу. Об этом сказано со всей определенностью у Иоанна Богослова. Апостол Иоанн говорит: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20). Получается, что если мы утверждаем, что любим Бога, но при этом относимся плохо к своим ближним, то мы просто лжецы, потому что любовь к Богу невидимому невозможна без любви к человеку, брату, которого ты видишь.
Совершенный образ Божий раскрылся именно во Христе. Христа иногда называют новым Адамом. Действительно, новое человечество становится возможным благодаря Боговоплощению. Человек несовершенен и греховен, и именно поэтому он нуждается в совершенстве, которое только и возможно во Христе. Христос зовет нас к нашему настоящему предназначению. На сегодняшний день мы все облеклись в образ земного Адама, как говорит Апостол Павел, но мы должны облечься в Адама небесного, мы должны совершить переход от Адама глиняного ко Христу. Между ними есть и связь, и разрыв, и поэтому возрастание христианское возможно только в благодати Божьей, потому что по своей воле пройти от Адама ко Христу невозможно. Это может совершить только сам Господь в силу нашего благоговейного доверия к Нему. Насколько мы открыты Богу, настолько Он и может пройти вместе с нами эту пропасть от человека глиняного, земного к человеку небесному.
Что еще вытекает из богоподобия человека? Мы говорили с вами о том, что Бог есть Личность. Он не является абстрактным принципом, не является каким-то мифологическим существом. Он – таинственная, непостижимая, но все-таки Личность совершенно определенная, обладающая всей конкретностью. Поэтому каждому человеку вместе с образом и подобием Творца дается возможность быть неповторимой и неопределимой личностью. Полнота развития личности любого человека как раз, может быть, и находится в его обращении к Богу. Иногда люди думают, что прийти в Церковь означает быть как все, потерять свою неповторимость. На самом деле это не так, потому что до тех пор, пока мы являемся рабами стихий и своих страстей, мы не можем по-настоящему реализовать свою неповторимость, свою индивидуальность, и только тогда, когда мы приходим к Богу и получаем тем самым твердую опору для победы над своим падшим житием, вот тогда-то мы и становимся самим собой. Мы как бы расчищаем свое истинное «я» от тех наслоений пыльных и грязных, которые на нем наросли.
В этом втором рассказе Книги Бытия о сотворении человека подробно повествуется о сотворении мужчины и женщины. Господь Бог производит человека из земли, но потом оказывается, что человек одинок. Господь проводит перед лицом его всех животных и дает человеку возможность нарекать имена этим животным, но выясняется, что ни один из этих зверей не может быть достойным помощником человеку, его товарищем. И вот тогда навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену. Когда человек ее увидел, он очень обрадовался и с того момента они стали вместе. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие, 2:24). Что интересно в этом рассказе? Посмотрите, мужчина создан из земли, а женщина создана из ребра мужчины, и можно это понимать по-разному. Одно истолкование вполне традиционное: если женщина сотворена из ребра, то она является частью мужского мира, это принадлежность мужчины, а значит, ее положение всегда будет подчиненным и вторичным. Другое истолкование, из области феминистского богословия, говорит о том, что женщина, напротив, есть более высокая ступень творения, потому что мужчина создан просто из праха земного, а женщина все-таки уже из живого материала, это следующий шаг по пути восхождения, усложнения форм. Правда, есть на этот счет и шутка такая, что ребро – это единственная кость, в которой не имеется мозга. Это все православные шутки, юмор такой христианский.
На самом деле для нас важно, что мужчина и женщина очень близки друг другу, это люди, а значит, они могут понять друг друга, а с другой стороны, они разные. Они разные по материалу даже, из которого сделаны. Если совсем с другой стороны зайти, теория диалога, теория информации, которая развивалась в XX веке, говорит о том, что для того чтобы стал возможным диалог между двумя точками, необходимо, чтобы эти два человека или системы, вступающие в диалог, с одной стороны, были похожи, потому что если вообще нет общего языка, то невозможно говорить, невозможно понять друг друга, но с другой стороны, диалог возможен тогда, когда есть различие. Если мы имеем дело с двумя абсолютно идентичными объектами, то между ними не будет диалога, им не о чем говорить, их содержание внутреннее совершенно равно, и потому им поговорить не о чем, даже при том, что они могли бы друг друга идеально понимать. Так вот, мужчина и женщина – два существа, которые идеально предназначены для диалога, потому что они всегда разные, но в тоже время они всегда близки друг другу, у них все-таки есть какая-то общая почва для разговора. Это важно для нас, потому что, как мы будем говорить позже, в результате грехопадения появляется пропасть между мужчиной и женщиной, между мужским и женским способом восприятия мира и реализации себя в этом мире, появляется соперничество и даже вражда. Но на самом деле различие мужской и женской психологии, их природы, их мировоззрения – это, напротив, источник богатства человеческого рода. Изначально Господь творит человечество различным в единстве, соборным.
Иногда спрашивают у меня – опять же, это вопрос к Господу, но все-таки приходится на него отвечать: если все так хорошо было, если мир сотворен был таким замечательным, то почему тогда так отвратительно то, что мы видим вокруг? Почему эта жизнь так жестока, грязна и вообще невероятно невыносима? Если Господь сотворил прекрасный мир, что ж такое мы видим вокруг? Так вот, этот вопрос о происхождении зла – это, действительно, любимый аргумент атеистов против Бога: «Почему страдает младенец? Весь мир не стоит слезы ребенка». Что можно ответить на этот вопрос? Во-первых, мы христиане, и наш Бог – это не экспериментатор, который запустил машину и смотрит, как там дальше они справляются. Это Бог, Который воплотился во Христе, это Бог, Который взошел на Крест и умер за грехи каждого из нас. Поэтому, когда мы переживаем страдания, мы не одни, мы всегда вместе со Христом в тот момент, когда нам больно, одиноко и когда страдание раздирает наше сердце. В этот момент Господь с нами, Он нас не оставил одних. Он поднялся на Крест именно для того, чтобы разделить страдания с каждым человеком, поэтому упрекнуть Его в том, что на свете есть зло, невозможно. Бог умирает для того, чтобы победить это зло.
Во-вторых, нужно сказать, что Бог зла не сотворил. Зло – это болезнь мира, это уклон бытия к небытию, ниспадение, низвержение мира в бездну тьмы. Зло возникло именно вследствие того, что Бог наделил ангелов и людей свободой воли. Последовательного, отдельно оформленного рассказа о происхождении зла мы не найдем на страницах Священного Писания, но однако же там есть множество упоминаний и ссылок на то, что появление зла произошло прежде всего в духовном мире. Денница, Люцифер, один из ангелов, которые призваны были быть сотрудниками и вестниками Бога, разделить Его благодать, поднял мятеж против Бога. Люцифер пал, отвернулся от Творца, и тогда в мир вошло зло. Мы будем дальше об этом говорить достаточно подробно, когда речь пойдет о грехопадении, но пока что нужно сказать, что причиной грехопадения Денницы, Люцифера стала гордыня или эгоизм, как хотите, назовите. Для него собственное я стало центром мира, он захотел поставить себя на место Творца и Создателя. Но тогда в таком мире, где только я являюсь ценным, нет места для любви, а Бог есть Любовь. Когда сатана отворачивается от Бога, то он отворачивается и от жизни, и таким образом в мир входит зло и смерть. Когда затем человек был поставлен во главе творения, он тоже был свободен, и, к сожалению, человек впал грех и тем самым отдал мир во власть лукавого. Именно в результате неверного выбора человека мир становится ареной борьбы добра и зла. Но мы можем помнить о том, что Христос победил зло, Он Своей смертью и Воскресением Своим славным окончательно сокрушил державу дьявола, державу смерти. Поэтому зло уже побеждено, эта битва уже совершилась, ее исход уже очевиден. Другое дело, что Бог ожидает свободного возвращения человека. Мы с вами вспоминали притчу о блудном сыне: все-таки нужно, чтобы этот самый блудный сын пришел в себя и направился домой. Когда человечество вернется к Богу, тогда, видимо, и весь мир будет восстановлен в своей первоначальной истине и красоте.
Что касается зла, то часто, особенно в XX веке минувшем, зло эстетизировалось. Очень много было людей, которые находили красоту в злом начале. На самом деле, мы должны помнить о том, что зло не бывает прекрасно, это всегда смерть, а значит, разложение, небытие, распад, всяческая гадость. Кроме того, зло не только смертоносно, оно еще и лживо, оно прикидывается добром. Суровые слова однажды сказал Христос иудеям. У Него шла полемика с ними по многим вопросам, и Он сказал им:
«Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. <…> Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:39-44).
Да, сатана – это «лжец и отец лжи», он извращает мир, он склоняет его к небытию, и именно поэтому единственная позиция по отношению к злу – это последовательно уклоняться от него и держаться как можно дальше.
Еще одну важную вещь должны мы с вами как-то представить себе и подумать об этом. Господь предназначает человека для того, чтобы хранить и возделывать сад Эдемский, и это, конечно, было верно не только для райского состояния, но человек в принципе приведен в мир, в природу для того, чтобы хранить ее и возделывать. Действительно, мы не можем отрицать мир, который вокруг нас. Иногда бывает как крайность в верующей среде, когда люди, увидев Бога, начинают говорить о том, что мир теперь не имеет никакого значения. Это не так. Библейское богословие видит мир как великую книгу, свидетельствующую о Творце, как любимое творение рук Божиих, поэтому мы должны к миру относиться бережно и благоговейно. Один из псалмов разворачивает перед нами такую картину красоты этого мира:
«Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой!
Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
устрояешь над водами горние чертоги Твои,
делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
Ты творишь ангелами Твоими духов,
служителями Твоими – огонь пылающий.
Ты поставил землю на твердых основах:
не поколеблется она во веки и веки.
Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
восходят на горы, нисходят в долины,
на место, которое Ты назначил для них.
Ты положил предел, которого не перейдут,
и не возвратятся покрыть землю.
Ты послал источники в долины: между горами текут,
поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
Ты напояешь горы с высот Твоих,
плодами дел Твоих насыщается земля.
Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека,
чтобы произвести из земли пищу,
и вино, которое веселит сердце человека,
и елей, от которого блистает лице его,
и хлеб, который укрепляет сердце человека.
Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,
высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.
Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.
Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;
выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
Как многочисленны дела Твои, Господи!
Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
Это – море великое и пространное:
там пресмыкающиеся, которым нет числа,
животные малые с большими;
там плавают корабли,
там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;
скроешь лице Твое – мятутся,
отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;
пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более.
Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» (Пс. 103:1-35).
Этот чудный псалом – картина божественного величия, картина милости Творца. Нужно сказать, что именно этим воспоминанием о сотворении мира начинается богослужение вечерни, тогда поются эти стихи при раскрытых Царских вратах. Эта картина величия и красоты сотворенного мира прославляет Творца. Как творение Божие, конечно, мир несет на себе Божественную печать. Мы можем даже познавать Бога через изучение сотворенного мира, это называют иногда «естественным откровением», оно несовершенно, но все-таки это тоже форма откровения. Отношение наше к природе и должно основываться на благоговении к великому делу рук Божиих. Мы несем ответственность за этот мир, и пожалуй, самым верным подходом к тварному миру будет для нас подход аскетический. Вы знаете, наверное, что само слово «аскеза» означает упражнение, самоограничение. Так вот, мы можем стремиться к тому, чтобы видеть в этом мире не просто набор вещей, которые нужны для удовлетворения наших потребностей и прихотей, но отнестись к тому, что есть на белом свете, с уважением не только потому, что это мне полезно или приятно, но прежде всего потому, что в этом есть собственная красота. В любой вещи в природе: в животных, в камнях, во всем, что нас окружает, есть какой-то отблеск божественной славы, потому что когда Господь творил мир, Он творил его в любви. Если мы перенесем центр с самих себя на Бога, мы увидим, что наши отношения с миром, с природой улучшатся. Человек все разрушает именно потому, что он своевольно и без всякого на то права ставит себя в центр вселенной, тогда как вселенная все-таки теоцентрична, центром мироздания является Творец, Господь.
И последнее, о чем мне хотелось бы сказать в связи с темой Бога-Творца, это слово «Вседержитель»: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли…» Так вот, Вседержитель, Пантократор по-гречески – это слово, которое указует нам на постоянное и творческое присутствие Бога в сотворенном мире. Это не значит, что Господь разлит во всем. Утверждать такую вещь было бы ересью пантеистической. Было такое воззрение философско-религиозное, пантеизм, которое утверждало, что Бог во всем, божественность разлита во всем мире, во всей природе. Дело так не обстоит, конечно же. Господь иной по отношению к этому миру, но мы можем понять, что если Господь есть средоточие всякой жизни, если Он и есть Сама Жизнь, то ничего не может существовать без десницы Божьей.
Если вернуться к 103 псалму, мы увидим, что псалмопевец говорит не только о сотворении мира Богом, но и о Его постоянном благодатном присутствии в мире. Господь не только выстроил, определил и воздвиг этот мир, но Он насыщает и напояет, произращает и посылает, прикасается к Своим творениям, дает им Дух свой. Во всякий миг своего существования мир не только не чужд Творцу, но и существует исключительно силою Божией, потому, что Рука Господня все удерживает в бытии. Если представить себе на секундочку, что Господь забыл про этот мир или убрал Свою Руку крепкую, любящую, отеческую, то просто все перестанет быть, все рухнет, ничего не останется. Мир не только творится словом Божьим, но и содержится божественной любовью. Господь – это Все-Держитель, Он постоянным творческим радостным усилием поддерживает этот мир в состояния бытия. Большая для нас радость, если мы понимаем, что присутствие Божие, печать божественной красоты, славы и смысла неотъемлемы от нашей жизни. Просто мы не даем себе труда этого видеть, а если бы мы раскрыли очи свои, мы могли бы увидеть, что Господь не так далек от нас, что Он постоянно Своей любовью, Своей милостью держит этот мир, присутствует в нем. На этом мы с вами сегодня закончим, а в следующий раз будем говорить уже о втором Лице Пресвятой Троицы – о Господе Нашем Иисусе Христе, Сыне Божием.
Back to top
Переход на страницу  1 [2]  

Jump:     Back to top

Syndicate this thread: rss 0.92 Syndicate this thread: rss 2.0 Syndicate this thread: RDF
Powered by e107 Forum System




Посетите наши сайты
http://www.duhovskoy.ru

http://www.edinstva.ru

http://www.eroshka.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 17:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 17:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 17:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 23:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 08:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 23:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 15:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 17:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 17:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 08 Jun : 01:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru