Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
А как насчет дисциплины?
Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Этосоздает чувство безопасности, а жизнь понятной.

Знакомо, как грудной ребенок, увезенный в гости на несколько часов, начинает нервничать, и успокаивается, попав домой.

Дети восстают не против самих правил, а против способов их “внедрения”. Как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Это самая трудная задача воспитания, от нее зависит, вырастет ребенок внутренне собранным и ответственным человеком или нет.

Есть несколько правил, чтобы поддерживать бесконфликтную дисциплину.

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе “закручивания гаек”, т.е. авторитарного стиля общения.

Оба правила, взятые вместе предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о “можно”, “следует” и “нельзя”. Найти золотую середину между этими стилями поможет образ 4 цветовых зон поведения ребенка:

зеленой

желтой

оранжевой

красной

В зеленую помещаем все, что ребенку разрешается по его собственному усмотрению или желанию.*

Относительная свобода находится в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Он может решать сам, но при условии каких-то правил. Эта зона важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне - внутрь. Родитель вначале сдерживает порывы, учит быть осмотрительным, контролировать свое поведение с правилами семьи. Однако, это происходит только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. Когда ребенок чувствует уважение к его чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые взрослые не приветствуют, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускают.

Мы знаем, что исключения только подтверждают правила: не стоит их бояться, если они редки и оправданы. Зато дети особенно благодарны родителям за готовность пойти навстречу их просьбе. Тогда они больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические “нельзя”, из которых нами не делается исключений.

Список этот “взрослеет” вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне возможно найти “золотую середину” между готовностью понимать - и быть твердым, между гибкостью - и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.

3. Родительские требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка.

Родителям часто досаждает “чрезмерная” активность детей: почему им надо так много прыгать, бегать, шумно играть, рисовать на чем попало, разбирать ...?

Ответ прост: все это и многое другое - проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении.

Им гораздо больше, чем взрослым нужно двигаться, исследовать, пробовать. Запрещать подобные действия - все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться, чтобы направить ее течение в удобное русло.

*: За рубежом в ДОУ есть кафельная комната, специально для рисования на стенах. Дети любят эти занятия.

От родителей требуются терпение и терпимость, и даже философский настрой. Это поможет понять подростковую моду, словечки, выражения, музыку, прически. Подростковая мода подобна ветрянке - ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через 2 года сами улыбаются, оглядываясь назад.

Что же остается родителям кроме терпения?

Очень многое, а главное - оставаться проводниками более общих, не проходящих ценностей: уважения к личности другого, благородства, честности.

Многие ценности можно обсудить с ребенком и реализовать в отношениях с ним. Ребенок на это надеется.

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослым между собой.

В противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего “раскалывая” ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.

Если один родитель не согласен - лучше промолчать, а потом без ребенка обсудить и прийти к общему мнению.

5. Тон, в котором сообщается требования или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. На вопрос “Почему?” не стоит отвечать “Потому что я сказал”; нужно коротко пояснить: “Это опасно”, “Уже поздно” и т.д.

Если ребенок снова спрашивает, то это не потому что он вас не понял, а ему трудно побороть свое желание.

Предложения лучше строить в безличной форме “Спичками не играют!” вместо “Не смей играть спичками!”.

Бывает очень полезно, предвидя трудность ребенка в выполнении, требования, обсуждать ее заранее. Можно предложить выбор других возможностей. Ребенок приобретет еще маленький опыт бесконфликтной дисциплины.

Вопрос о дисциплине приводит к ВОПРОСУ О НАКАЗАНИЯХ. Что делать если ребенок не подчиняется?

При соблюдении всех 5 правил число непослушаний, вашего ребенка сократится во много раз, если не исчезнет вообще.

И тем не менее, от недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно отреагировать на явно плохое поведение.

Много споров о физических наказаниях. Я против них! Они оскорбляют, озлобляют, запугивают и унижают детей. От них больше негативного результата, чем позитивного.

Один вариант физического воздействия - это обуздание разбушевавшегося ребенка.

Естественное следствие непослушания - это один из видов наказания, исходящегоотсамой жизни, и тем более ценен, т.к. винить в подобных случаях некого, кроме себя.

Малыш оцарапанный кошкой, школьник, получивший “2” за не выученный урок, [...] жизненную необходимость родительского требования.

Не стоит говорить ребенку: “Не послушался - пеняй на себя”. Во-первых, ребенок прекрасно помнит о вашем предупреждении, во-вторых, он сейчас расстроен и глух к замечаниям; в третьих, ему тяжело признаться в своей ошибке, и он готов оспаривать вашу правоту.

Второй тип наказания - более привычный, он исходит от родителя. Все начинается с предупреждения: “если ты не ..., то ...”.

Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению.

Как же к ним относиться?

6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.



- ровный тон ваших отношений.

Дети хорошо чувствуют справедливость, справедливо, когда родитель не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.

А если родителю всегда “некогда”, все воспитание ограничивается требованиями, замечаниями и “минусовыми” наказаниями? В таких случаях добиться дисциплины намного труднее. Но главное - это опасность потерять контакт с ребенком: ведь взаимное недовольство, которое здесь неизбежно, будет накапливаться и разъединять.

Какой же здесь практический вывод?

Он ясен: нужно иметь запас больших и маленьких праздников, занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать ЗОНУ РАДОСТИ. Сделайте их регулярными, чтоб ребенок их ждал, отмените, если на самом деле расстроены проступком ребенка. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

ЗОНА РАДОСТИ - ЭТО “ЗОЛОТОЙ ФОНД” ВАШЕЙ ЖИЗНИ С РЕБЕНКОМ.

Она одновременно и зона ближайшего развития, и основа вашего с ним доброжелательного общения, и запас бесконфликтной дисциплины.

Если общение с ребенком приносит вам больше забот и огорчений, чем радости или, или зашло в тупик, не отчаивайтесь!

Непослушных детей принято обвинять. В них ищут злой умысел, прочные гены и т.п. На самом же деле, в число “трудных” обычно попадают не “худшие”, а особенно чувствительные и легко ранимые. Они “сходят с рельсов” под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя сильнее, чем более устойчивые дети.

Отсюда вывод: “трудный” ребенок нуждается только в помощи -и ни в коем случае не в критике, и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности находится, что он “просто не слушается”, а на самом деле причина иная. И, как правило она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.

Психологи выделили 4 основных причины серьезных нарушений поведения детей:

1 - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое необходимо для нормального эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимания все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

2 - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требования “я сам” 2-летнего малыша сохраняется в течении всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но особенно трудно, когда родители общаются с ними в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они привыкают своим детям правильные привычки, приучают к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право показать, что он личность.

3 - желание отомстить. Дети бывают обижены на родителей. Причины разные: внимания к младшему, развод с отцом, отчим, ссоры и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполнимое обещание, несправедливое наказание.

И основа в душе ребенок переживает, страдает, а мы видим - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.

Смысл “плохого” поведения в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!...”

4 - потеря веры в собственный успех.

Ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи возникают совсем в другой.

*: у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома.

Подобное “смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе Он приходит к выводу: “Нечего стараться, все равно ничего не получится”. Это - в душе, а внешним поведением он показывает: “Мне все равно”, “И пусть плохой”, “И буду плохим!”.

Стремления трудных детей вполне положительные и закономерны, и выражают потребность в тепле и внимании родителей, в признании личности, чувства справедливости, желание успеха.

Беда “трудных” детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так “неразумны”?

Да потому, что не знают, как это сделать иначе? И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка - это сигнал о помощи.

Своим поведением он говорит нам: “Мне плохо! Помогите мне!”

Может ли родитель помочь ему?

Вполне, но сначала нужно понять глубинную причину непослушания.

Родителю нужно обратить внимание на собственные чувства. Какая возникает эмоциональная реакция у вас при повторном непослушании.

Удивительный факт - переживания родителей - зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то у родителя возникает раздражение.

Если противостояние воле родителей, то у последнего возникает гнев.

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у родителя - обида.

При глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

Чувства разные и можно понять, какое подходит к вашему случаю.

Получается порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигнули цели, и он возобновляет их с новой энергией.

Задача родителя - перестать реагировать на непослушания прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Эмоции включаются почти автоматически, особенно когда конфликты “со стажем”. И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то замечание.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему.

Что же касается привычных непослушаний, то их лучше оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует изменить свой контроль за делами ребенка. Важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. От излишнего давления и диктата поможет избавится понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: “Позвольте же мне, наконец, жить своим умом”.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умение родителя перестать требовать умное поведение. Стоит “сбросить на ноль” свои ожидания и претензии. Организуйте с ребенком совместную деятельность, сам выбраться из тупика он не может.

При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики.

Ищите способ поощрить его, даже самый маленький успех. Стоит попытаться сделать и учителей вашими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье приведут к успеху в первый же день. Главные усилия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия.

В каком-то смысле придется менять себя. Но это- единственный путь воспитания вашего “трудного” ребенка.

И последнее, что важно знать: при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их.



http://baby.syktsu.ru/Upbringing/Literature/Gippenrejter/01.htm
Добавил Елена - Friday 09 November 2007 - 16:11:06 для печати
Категории новостей
 Слово о Ангелах Святитель Игнатий Брянчанинов
e107 Вкл. Wednesday 19 November 2014 - 21:05:04 | 0
 Молитвы к Ангелам
e107 Вкл. Wednesday 19 November 2014 - 21:03:07 | 1
 Слово в день памяти святых апостолов Петра и Павла
e107 Вкл. Monday 11 July 2016 - 16:00:24 | 0
  Симон Петр
e107 Вкл. Sunday 12 July 2015 - 00:09:49 | 0
  Савл Павел
e107 Вкл. Sunday 12 July 2015 - 00:09:12 | 0
 Табачный самогипноз
e107 Вкл. Saturday 07 April 2007 - 20:27:47 | 10
 Образ богомольца.
e107 Вкл. Saturday 28 May 2011 - 18:35:25 | 1
 Закон Божий и "Хроники Нарнии"
e107 Вкл. Thursday 18 September 2008 - 13:35:08 | 0
 Сказ о Иван-Царевиче
e107 Вкл. Thursday 22 May 2008 - 15:44:40 | 2
 "Неупиваемая Чаша"
e107 Вкл. Sunday 18 May 2014 - 13:47:03 | 1
 Почему трудна исповедь
e107 Вкл. Monday 02 April 2007 - 16:05:59 | 5
 Бегония
e107 Вкл. Monday 26 January 2009 - 16:02:38 | 0
 Родительская суббота
e107 Вкл. Saturday 18 June 2016 - 21:17:42 | 5
  Преподобный отче Сергие Радонежский.
e107 Вкл. Sunday 08 October 2017 - 14:18:29 | 0
  Николай Чудотворец
e107 Вкл. Tuesday 23 May 2017 - 19:21:55 | 6
 Рождественское оформление дома.
e107 Вкл. Wednesday 28 December 2011 - 15:26:57 | 0
 Рождественская флористика
e107 Вкл. Wednesday 28 December 2011 - 15:25:47 | 1
 
e107 Вкл. Sunday 25 September 2011 - 01:04:25 | 0
 Спасите жизнь Вадиму Рудченко!
e107 Вкл. Friday 27 May 2011 - 11:32:53 | 1
 Пётр и Феврония.
e107 Вкл. Friday 08 July 2016 - 10:56:20 | 0
 Крещение
e107 Вкл. Sunday 17 January 2016 - 01:35:40 | 0
 Почему и как поминаем усопших в этот день? 7 ноября
e107 Вкл. Friday 06 November 2015 - 18:11:45 | 0
 УСПЕНСКИЙ ПОСТ
e107 Вкл. Tuesday 15 August 2017 - 16:08:09 | 3
 Тайна русского генофонда
e107 Вкл. Monday 31 March 2008 - 13:51:57 | 0
 КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА
e107 Вкл. Friday 18 January 2008 - 19:30:00 | 5
 Сочельник.
e107 Вкл. Friday 06 January 2017 - 00:42:49 | 2
 Сергей Михайлов
e107 Вкл. Wednesday 02 March 2011 - 11:24:57 | 3
 Предисловие
e107 Вкл. Thursday 19 April 2007 - 17:40:58 | 0
 О путях формирования болезней.
e107 Вкл. Thursday 19 April 2007 - 17:24:56 | 1
 Как украсить елку?
e107 Вкл. Thursday 27 December 2007 - 19:56:44 | 0
 Как сделать вестибюль из каморки
e107 Вкл. Friday 05 October 2007 - 19:33:35 | 0
 Неумолимый дресс-код
e107 Вкл. Monday 17 September 2007 - 17:18:50 | 0
 СЛОВО О КРЕЩЕНИИ (Крещение Руси)
e107 Вкл. Thursday 28 July 2016 - 01:18:36 | 0
 О святой воде
e107 Вкл. Friday 18 January 2013 - 15:16:46 | 0
 Объяснение Всенощного бдения
e107 Вкл. Monday 13 April 2009 - 15:30:32 | 2
 Что мешает молитве ? часть 5
e107 Вкл. Friday 01 May 2009 - 13:50:38 | 0
 Что мешает молитве? Часть 4
e107 Вкл. Friday 01 May 2009 - 13:02:37 | 0
 Что мешает молитве ? Часть 3
e107 Вкл. Friday 01 May 2009 - 12:07:08 | 0
 




Посетите наши сайты
http://www.cveti-uhod.ru

http://www.edinstva.ru

http://www.etika-prav.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 17:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 17:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 17:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 23:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 08:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 23:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 15:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 17:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 17:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 08 Jun : 01:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru